350 лет со дня рождения Петра I (2022 г.)
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А. С. Пушкин)
Во время своего царствования Пётр I проявил глубокое понимание государственных задач, стоявших перед Россией, и провёл крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада и использование её огромных природных ресурсов при сохранении и укреплении феодально-крепостнического строя. Реформаторская деятельность Петра I протекала в острой борьбе с реакционной оппозицией. Уже первые, сначала поверхностные попытки преобразований вызвали недовольство и сопротивление боярства и духовенства. Реформы коснулись всех сфер общественной жизни, однако к основным из них следует отнести социально-экономическую, военную, административную (органов власти и управления, сословного устройства русского общества), а также реформы в области культуры и быта и церковную.
Победу решает военное
искусство,
храбрость полководцев
и неустрашимость солдат.
(Пётр I)
При императоре Петре
Великом русская армия и флот одержали ряд крупных побед: в сражении под
Полтавой (1709), морских сражениях при Гангуте (1714), Гренгаме (1720) и др.
Стратегические взгляды
Петра I далеко опережали его время. Стратегия была активной, рассчитанной на
разгром или уничтожение неприятельской армии. Он искусно группировал силы и
средства на решающих направлениях, где намечался разгром противника. Успеха в
сражениях добивался согласованными усилиями всех родов войск. Разгром противника
завершался преследованием. При осаде крепостей считалось необходимым после
инженерной подготовки и мощного артобстрела переходить к стремительному их
штурму. Так были взяты Нотебург (1702), Нарва, Дерпт (1704) и др.
При выполнении боевых
задач в ходе сражения совершались смелые марши-манёвры. Для обеспечения активной
обороны границ России в начале ХVIII в. по указанию Петра I было осуществлено
широкое строительство укреплённых линий, крепостей и баз флота (Петропавловская
крепость, Кронштадт, Ревель, Таганрог и др.).
Петр I – личность
сложная и противоречивая. В нем сочетались доброта и жестокость, любовь к
мудрости и активная деятельность, стремление к устроению жизни своей и народа
по строгим, рациональным правилам, жесткая регламентация самых сокровенных
сторон жизни человека и торопливость, импульсивность в принятии решений,
безусловная личная религиозность и неприятие отдельных религиозных деятелей
того времени и суеверие. Император считал вольнодумцами и безбожниками тех,
«кто не верует в Бога», отмечая, что это «… либо сумасшедший, или с природы
безумный…».
Все свои личные,
противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее - идее служения
Отечеству и деятельному его преобразованию в новых исторических условиях. В
этом его величие. Поэтому можно сказать, что в личности Петра преломились и
отразились те объективные потребности и те объективные противоречия, которые
существовали в России в тогдашних конкретно-исторических условиях.
Несмотря на некоторые
негативные моменты во взаимодействии государства со священнослужителями в
период царствования Петра Первого, сам Петр считал, что без опоры на
православную церковь, веру осуществить преобразования в России невозможно.
Достаточно
процитировать напутствие Петра I воинам перед Полтавской битвой: «Вот пришел
час, который решит судьбу Отечества. И вы не должны помышлять, что сражаетесь
за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за
православную нашу веру и Церковь». Петр говорит о Православии как
первостепенной ценности, ради которой не жалко и жизнь отдать.
Именно в петровскую
эпоху патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом
которой стала формула «Бог, Царь и Отечество», а проблема формирования
гражданственности и патриотизма стала государственной задачей. В знаменитом
нравоучительном трактате «Юности честное зерцало», составленном по распоряжению
Петра I, речь шла о том, как воспитать настоящего гражданина, истинного
патриота, благородного человека.
Со времен Петра I важным средством патриотического воспитания становится личный пример главы государства. Впечатливший все общество облик царя-труженика, который лично строил корабли и бесстрашно вел армию в неравный бой, не просто воспитывал общество собственным примером безграничного служения Отечеству, но и имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие. Петр I любил Россию больше самого себя, отдавал ей все свои незаурядные способности, постоянно служил на благо Отечества, вплоть до последнего дня своей жизни.